Для чего детям нужно ходить в сад?

Зачем ребенку нужен детский сад — Зачем ребенку нужен детский сад? Насколько важно для ребенка общение со сверстниками с самого раннего возраста? Разбираем сложные вопросы детского воспитания. Мамина забота – главное в жизни малыша. До 3-х лет дитя постоянно нуждается в матери. По мере роста чадо расширяет свое жизненное пространство и круг общения, больше контактирует с внешним миром. Материнские объятия становятся тесны. Чтобы физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка было гармоничным, ему необходимо взаимодействие со сверстниками, правильное и систематическое обучение, некоторая доля самостоятельности, достаточная активность.

Что будет если ребенок не будет ходить в детский сад?

Пропускать занятия — Основание. ФЗ об образовании ст.43 ч.5, ст.61 Как это работает. Родители не обязаны водить ребенка в детский сад каждый день. Пропускать занятия в детском саду можно. За это не отчислят и не накажут. Такого основания для отчисления из садика в законе нет.

  1. Конечно, лучше стараться соблюдать распорядок дня, чтобы ребенок приходил в детский сад к началу занятий и успевал поспать и поесть.
  2. Но если надо забрать ребенка из садика в обед и отвести на занятия в спортивную секцию или музыкальную школу, никто этого не запретит.
  3. Если ребенок отсутствует долго, может понадобиться заявление на имя заведующего детским садом.

Воспитатели следят, чтобы с детьми все было в порядке, а за воспитателями следят в администрации. Поэтому такую отчетность проверяют. В садике должны быть уверены, что ребенок жив и здоров и за него можно не переживать. За пропущенные дни занятий обычно не нужно платить.

Однако это зависит от условий в договоре. Например, в частных садах может быть ограничение, на сколько дней можно забрать ребенка из детского сада и не платить за обучение. Если ребенок не ходил в садик несколько дней, могут попросить справку от педиатра, что ребенок ничем не болел. Сколько точно дней можно пропустить, должно быть написано в договоре с детским садом.

В санпине для детских садов есть норма про пять дней, но он действует только до 1 января 2021 года. Поэтому руководствоваться нужно правилами того детского сада, куда ходит ваш ребенок. См. также:

  • Бесплатные онлайн-курсы для детей
  • 10 детских садов Москвы с нетипичной программой

Как детский сад влияет на ребенка?

В последнее время многие родители задумываются над тем, нужно ли отдавать своего ребенка в детский сад. Многие считают, что дети, которые были воспитаны дома, тяжело адаптируются в школе, не могут найти свое место в коллективе и плохо учатся. Всего несколько лет назад все считали, что именно детский сад является тем связующим звеном, которое необходимо для правильного развития малыша.

  1. Домашние» ребятишки действительно достаточно сложно приспосабливались к правилам, урокам, общению со сверстниками.
  2. Данные трудности можно было объяснить тем, что в школе им встречались преимущественно дети, которые побывали в садике.
  3. Очень часто бывало, что малыши ходили сначала в одну группу в детском саду, а затем попадали в один класс.

И когда в их устоявшуюся компанию попадает ребенок, которого многие годы воспитывали дома, то последнему, безусловно, бывает несладко. На сегодняшний день ситуация несколько поменялась. Все больше детей не посещает детские сады. Тем более что существуют разные возможности для воспитания малыша.

Поэтому кто-то приходит в первый класс после обычного детского сада, кто-то после какого-либо центра развития, кто-то все годы сидел с няней. И вот тут начало появляться все больше утверждений: «домашние» дети ничем не хуже тех, кто воспитывался в садике. Какие преимущества получает ребенок при посещении детского сада? Возможность общения с детьми и другими взрослыми; знакомство с некоторыми правилами поведения; физическое и интеллектуальное развитие.

Давайте рассмотрим все это поближе. Даже если вы, его родители, убежденные индивидуалисты, которые привыкли все свое время проводить в одиночестве, вам нужно понять одну истину: с трех лет любому ребенку необходимо общаться с детьми. И предоставить малышу такую возможность – необходимо.

  • Еще одним преимуществом детского сада является то, что ребенок учится общаться не только с детьми, но и с взрослыми.
  • Если он остается дома до первого класса школы, то авторитетом для него будут только родители.
  • Но благодаря общению с воспитателями, малыш получает возможность избежать трудностей в общении с учителями.

В детском саду ребенок столкнется с первыми в своей жизни важными правилами, что научит его их соблюдать. В современных садиках дисциплина не настолько серьезная, как это было раньше, поэтому малыши не получают негативных эмоций, связанных с ней. Возможность физического и интеллектуального развития – важный элемент обучения в детском саду.

  1. Во многих учреждениях приняты определенные программы, хотя их возможности часто ограничены.
  2. Именно поэтому каждому родителю необходимо дополнительно следить за развитием своего ребенка.
  3. Но это совершенно не означает, что «домашние» дети получают в этом плане больше.
  4. Зачастую их оставляют перед экраном телевизоров, где они не могут ничему научиться.

Как правило, в детских садах занимаются физкультурой, рисованием, конструированием, лепкой, музыкой и развитием речи. Можно ли дома предложить ребенку подобные условия? Теоретически, это возможно. Но следует сразу же понимать, что перед вами будет стоять сложная и очень серьезная работа.

В чем плюсы детского сада?

Интеллектуальное развитие — Помимо прочего, в детском саду ребенок получает необходимое для своего возраста интеллектуальное и физическое развитие. Конечно, заниматься с ним рисованием, лепкой и пением можно и дома, но, к сожалению, такая возможность есть не у всех родителей.

Но надо отметить, что заниматься дома нужно даже с теми детьми, которые ходят в садик. Просто вы будете тратить на это гораздо меньше времени, чем родители, которые никуда не водят своего ребенка. Что касается физического развития, во многих детских садах проводятся занятия по физкультуре, которые необходимы растущему организму.

Да, отсутствие «физ-ры» можно компенсировать занятиями в спортивной секции или танцевальной школе, однако их хотят и могут посещать далеко не все дети.

Нужно ли ходить в детский сад?

Рано или поздно этот вопрос возникает в каждой семье. И в принципе есть один короткий ответ: посещение детского сада для всех без исключения детей не обязательно.

Читайте также:  Когда отдавать ребенка в ясли?

Нужно ли ребенку отдыхать от садика?

Многих родителей беспокоит вопрос проведения летнего отдыха и возможность посещения ребёнком детского сада в летние месяцы, особенно, если родители работают, а ребёнка не с кем оставить. И чем ближе лето, тем острее стоит этот вопрос. Безусловно, самый лучший отдых для дошкольника — это быть вместе с мамой и папой, а может быть, сначала с мамой, потом с папой, и таким образом, почти всё лето ребёнок будет отдыхать от детского сада.

  • Да-да, от детского сада тоже нужно отдыхать.
  • А самый лучший отдых — это уехать из шумного города на дачу, в деревню, ближе к лесу или к морю.
  • Ребёнку будет интересно там, где будут его самые близкие люди — его родители, уделяющие ему много своего внимания и времени.
  • Конечно, детский сад — это очень важно для ребёнка.

Здесь каждый малыш гарантированно ролучит и заботу, и присмотр, и весёлые игры и физическое развитие, и полноценное правильное питание. В то же время у родителей во время отпуска ппоявляется время заняться запланированными делами, не отвлекаясь на ребёнка.

  • Казалось бы, всё правильно и логично, а главное, удобно для вас и для ребёнка.
  • Но так ли это на самом деле? Посмотрим на данную ситуацию с другой стороны.
  • Каждый будний день вы просыпаетесь, собираетесь и едете на работу.
  • Большинство родителей заняты до пяти-шести часов вечера, а дома вечером, конечно, вас тоже ждут домашние дела.

Признаемся честно: каждый из нас устаёт насвоей работе. Каждый из нас с нетерпением ждёт выходные, праздничные дни и отпуск, чтобы получше выспаться, отдохнуть, заняться теми делами, которые запланировали вы, а не теми, которые требуется выполнять по работе.

  1. Но выходные часто тоже оказываются распланированными: съездить к бабушке, помочь ей по хозяйству или с ремонтом.
  2. Починить автомобиль и пр.
  3. И иногда у многих взрослых проскальзывает мысль: «Как хорошо быть ребёнком.
  4. Ходишь себе в садик и всё.» А вот и не всё.
  5. Стоит понять и принять мысль, что ваш ребёнок устаёт не меньше вас.

Поскольку детей в группе много, то и шума в ней достаточно. Снова обратимся к вашему опыту: вспомните, как вы устаёте от шума в очереди, в транспорте, в торговом центре, на работе. А ваш ребёнок живёт в шуме пять дней в неделю, одиннадцать-двенадцать месяцев вгоду.

  1. Посещение детского сада для дошкольников — это самая настоящая работа.
  2. Посудите сами — им приходится рано просыпаться.
  3. И ранний подъём совершенно не учитывает биоритмы ребёнка.
  4. Если «жаворонкам» рано вставать не тяжело, то «совам» крайне затруднительно.
  5. Просыпаясь на час-два раньше своего оптимального времени, дети находятся в вялом состоянии и в плохом расположении духа почти целый день, «просыпаясь» лиш после тихого часа.

Режим дня для детей в детском саду стандартизирован. В принципе, половина детей чувствует себя комфортно, но другая половина страдает. Кому-то слишком легко придерживатьс графика и темпа образовательной деятельности. ругим тяжело, поэтому, становится неинтересно.

Чем можно заменить детский сад?

Домашнее воспитание — Вместо детского сада некоторые родители выбирают домашнее обучение и воспитание, что является самым бюджетным вариантом. Плюсы:

  • развитием ребёнка занимается родитель в домашних условиях, в связи с чем не требуется время на адаптацию к новой среде;
  • бесплатность обучения.

Минусы:

  • у ребёнка не остаётся естественной возможности интегрироваться в общество других детей и взрослых;
  • при поступлении в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы в поведении и общении с одноклассниками;
  • отсутствие у взрослого должной квалификации затруднит самостоятельному обучению ребёнка всем азам дошкольного образования;
  • взрослому ребёнку общения только с родителями и близкими родственниками будет не хватать для естественного развития.

Когда ребенку нужен детский сад?

Малышу уже 3 года, а вы так и не решили, пришла ли пора отдавать его в детский сад и нужно ли это вообще? Ведь, возможно, лучше воспитывать кроху дома? Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Как научить ребенка открываться новому, строить отношения с другими людьми и при этом не нанести вред его психике, рассказывает психолог Наталья Книга для ресурса 103.by,

  1. Оригинальная статья: ссылка В чем плюсы детского сада? — Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года.
  2. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками.
  3. Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения.
  4. Все это помогает малышам социализироваться.

И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом. В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время.

  • Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую — для дисциплины.
  • Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет.
  • Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно.

Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось. Когда бить тревогу? — Конечно, не все дети адаптируются сразу. В норме ребенок должен привыкать к новым условиям от 7-10 дней до месяца. Для чего детям нужно ходить в сад Адаптация включает в себя спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, а также от структуры семейных отношений. Проще говоря, каждый малыш индивидуален. И все же очень важно, как ведут себя родители.

Есть факторы, от которых зависит адаптация деток к садику, например: 1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.2. Возраст (особенно уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период им очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери — необходимое условие нормального психического развития ребенка — способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность.

Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям 3. Риски биологического и социального анамнеза:

    Биологические факторы (заболевания матери во время беременности и родов, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в сад). Социальные факторы (неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка).

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка в садик?

    В каком возрасте детей берут в детский сад — Оптимальным считается промежуток от 1,5 до 3 лет. Раньше у многих еще не сформировался комплекс навыков простейшего самообслуживания. Позже уже появляется привычка быть в центре внимания семьи, что затрудняет адаптацию. Если позволяют обстоятельства, то лучше начинать посещение с последнего месяца лета и плавно входить в осеннее межсезонье. Так болезней будет меньше, а положительных эмоций от нового места и компании сверстников – больше.

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад Комаровский?

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают.

    Какое образование дает детский сад?

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38» является звеном муниципальной системы образования г. Ярославля, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей раннего и дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    • дошкольное образование;
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 10 главы II Закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ МДОУ «Детский сад №38» реализует уровень ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ общего образования. Дошкольное образование является первой ступенью образования в целом.

    • Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке с учетом национально-культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса.
    • Образовательный процесс ведется по основной образовательной программе.
    • Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

    Учебно- воспитательный процесс строится на основе основной образовательной программы МДОУ, разработанной с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г.). Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

    Сколько длится период адаптации в детском саду?

    Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

    Почему дети не хотят идти в садик?

    Детский и семейный психолог Людмила Свешникова рассказывает, почему дети иногда не хотят идти в детский сад, и как эту проблему можно решить. Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет.

    1. Итак, вот какие могут быть причины: Первый вариант — страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное).
    2. Второй — отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве.
    3. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку.

    «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», — как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» — кричит здоровая психика ребенка. Третий — страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно.

    Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи — а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»). Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», — чувствует ребенок.

    «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» — последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям. Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое.

    • И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей.
    • По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы — хорошие родители.
    • Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей.

    Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте.

    «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», — чувствует он. Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка.

    Есть простое правило: звать — можно и нужно, толкать — нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», — спасает ситуацию.

    Когда нельзя водить ребенка в сад?

    Каждый малыш рождается с иммунологической защитой — запасом антител, полученным от мамы. После рождения этот запас начинает снижаться. Но параллельно с этим формируется иммунитет, связанный с контактами малыша. Пока ребенок маленький, этих контактов не много.

    1. Он может заразиться респираторной инфекцией от родственников, на прогулке, в поликлинике.
    2. Постепенно он приобретает запас своих собственных антител.
    3. Как только малыша начинают водить в садик, вероятность заражения возрастает в несколько раз.
    4. Ведь каждый окружающий ребенка человек, может принести тот тип микрофлоры, с которой он не сталкивался.

    Отсюда и повышение заболеваемости. Но этот «минус» не является катастрофой. Ведь чтобы детский иммунитет формировался и быстрее укреплялся, ему необходимо «встречаться» с разнообразными видами микрофлоры. Только так он сможет стать защитной системой для ребенка.

    1. Что же делать маме утром, если ребенок проснулся с признаками заболевания, можно ли вести его в садик? Давайте разберемся, какого происхождения бывает насморк и опасен ли он для других детей.
    2. Вариантов может быть несколько.
    3. Если симптомы свидетельствуют о начале заболевания (слабость, вялость, обильный насморк, начинающийся кашель, чихание), то вести малыша в детский садик нельзя.

    Он является источником инфекции и обязательно заразит других детей. В этом случае мама должна оставить ребенка дома, обратиться к врачу и начать лечение. Другой вариант, когда у детей отмечается насморк — аллергия. В этом случае нет проявлений вирусного заболевания.

    Ребенок бодр и весел. У него обильно текут прозрачные сопли слизистого характера, он может часто чихать и даже может отмечаться слезотечение, но вести его в садик можно, он не заразен для окружающих. При этом необходимо получать лечение, ведь мало того, что самому ребенку плохо бесконечно шмыгать носом, так еще и есть вероятность, что безобидный насморк может плавно перерасти в хронический.

    Многие дети болеют респираторными инфекциями, после которых остаются остаточные явления. Выписка ребенка в детское учреждение производится педиатром, когда он уверен, что здоровье малыша вне опасности, и что он не заразен для окружающих детей. Выписать ребенка с остаточными явлениями в виде насморка или кашля можно.

    Сколько можно не ходить в детский сад?

    Как действует система предоставления справок в детский сад при пропуске занятий? — Новые правила никак не регулируют процесс предоставления справки при отсутствии ребенка в детском саду в течении допустимого срока, если причиной пропуска не стала болезнь.

    В соответствии с пунктом три статьи №28 Закона об образовании, теперь дошкольные учреждения должны сами регламентировать допуск детей после отсутствия. Поэтому, родителям следует заранее узнать, существует ли в детском саду, куда ходит их ребенок, указанный документ. При его наличии необходимо ознакомиться с правилами и следовать им во избежание неприятных ситуаций.

    Если его нет, то воспитатели не имеют права требовать справку от врача при пропуске занятий по семейным обстоятельствам. Допустимый срок отсутствия ребенка составляет пять дней. Это указано в рекомендательном письме Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2020 года N 15-2/И/2-11861,

    Можно ли опоздать в детский сад?

    Вообще, родители обязаны соблюдать внутренний распорядок организации в силу ст.44 ФЗ РФ «Об образовании». Понятно же, что ребенка родители приводят, а не сам он опаздывает. Однако законом никакой ответственности за опоздания родителей с ребенком не предусмотрено. Вам помог ответ? Да Нет

    Когда нельзя водить ребенка в сад?

    Каждый малыш рождается с иммунологической защитой — запасом антител, полученным от мамы. После рождения этот запас начинает снижаться. Но параллельно с этим формируется иммунитет, связанный с контактами малыша. Пока ребенок маленький, этих контактов не много.

    Он может заразиться респираторной инфекцией от родственников, на прогулке, в поликлинике. Постепенно он приобретает запас своих собственных антител. Как только малыша начинают водить в садик, вероятность заражения возрастает в несколько раз. Ведь каждый окружающий ребенка человек, может принести тот тип микрофлоры, с которой он не сталкивался.

    Отсюда и повышение заболеваемости. Но этот «минус» не является катастрофой. Ведь чтобы детский иммунитет формировался и быстрее укреплялся, ему необходимо «встречаться» с разнообразными видами микрофлоры. Только так он сможет стать защитной системой для ребенка.

    • Что же делать маме утром, если ребенок проснулся с признаками заболевания, можно ли вести его в садик? Давайте разберемся, какого происхождения бывает насморк и опасен ли он для других детей.
    • Вариантов может быть несколько.
    • Если симптомы свидетельствуют о начале заболевания (слабость, вялость, обильный насморк, начинающийся кашель, чихание), то вести малыша в детский садик нельзя.

    Он является источником инфекции и обязательно заразит других детей. В этом случае мама должна оставить ребенка дома, обратиться к врачу и начать лечение. Другой вариант, когда у детей отмечается насморк — аллергия. В этом случае нет проявлений вирусного заболевания.

    1. Ребенок бодр и весел.
    2. У него обильно текут прозрачные сопли слизистого характера, он может часто чихать и даже может отмечаться слезотечение, но вести его в садик можно, он не заразен для окружающих.
    3. При этом необходимо получать лечение, ведь мало того, что самому ребенку плохо бесконечно шмыгать носом, так еще и есть вероятность, что безобидный насморк может плавно перерасти в хронический.

    Многие дети болеют респираторными инфекциями, после которых остаются остаточные явления. Выписка ребенка в детское учреждение производится педиатром, когда он уверен, что здоровье малыша вне опасности, и что он не заразен для окружающих детей. Выписать ребенка с остаточными явлениями в виде насморка или кашля можно.