В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад комаровский?

В каком возрасте лучше отдавать ребенка Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад советы психолога?

В каком возрасте детей берут в детский сад — Оптимальным считается промежуток от 1,5 до 3 лет. Раньше у многих еще не сформировался комплекс навыков простейшего самообслуживания. Позже уже появляется привычка быть в центре внимания семьи, что затрудняет адаптацию. Если позволяют обстоятельства, то лучше начинать посещение с последнего месяца лета и плавно входить в осеннее межсезонье. Так болезней будет меньше, а положительных эмоций от нового места и компании сверстников – больше.

Можно ли отдавать ребенка в садик в 2 года?

1,5 – 2 года — В большинстве своем в ясельную группу детского сада принимаются малыши с полутора лет, в отдельных ситуациях эта цифра может быть меньше. Однако большинство психологов сходится в том, что без крайней необходимости не стоит так рано отрывать ребенка от матери и оставлять надолго в садике.

В полтора-два года центром мира малыша является мама и то, что с ней связано, а общение с чужими людьми, даже детьми того же возраста, занимает кроху гораздо меньше. При этом у раннего знакомства ребенка с детским садом есть и преимущества. В яслях полуторагодовалый малыш быстрее осваивает речь, отказ от соски и подгузников может случиться быстрее, чем дома.

Ребенок привыкает к дисциплине и организованности. Большая часть проблем в этом возрасте возникает из-за того, что далеко не все дети готовы так рано расставаться с мамой на долгое время, поэтому лучше не форсировать события и внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка.

Можно ли отдать ребенка в детский сад в 1 5 года?

В детский сад можно отправить ребенка от 2 месяцев до 8 лет. Выбрать год зачисления родители могут самостоятельно.

В каком возрасте ребенок готов к детскому саду?

Оптимальный возраст для знакомства ребенка с детским садом — от 2 до 4 лет, потому что к этому возрасту дети приобретают необходимые навыки для того, чтобы находиться в коллективе и быть в состоянии позаботиться о себе. Вопрос о том, в каком возрасте лучше отдать ребенка в детский сад, беспокоит многих родителей.

  • Ответ на него, не так однозначен, как хотелось бы.
  • Каждый ребенок — это личность со своим темпераментом и особенностями характера, потому ошибочно было бы сказать, что всех детей лучше отдавать в детский сад, к примеру, в 4 года.
  • Реально определить готовность ребенка к детскому саду могут только родители, проанализировав поведение и характер ребенка.

И от правильности вашего решения будет зависеть, как пройдет адаптация ребенка к детскому саду. Что должен уметь ребенок к детскому саду Оптимальный возраст для знакомства ребенка с детским садом — от 2 до 4 лет, потому что к этому возрасту дети приобретают необходимые навыки для того, чтобы находиться в коллективе и быть в состоянии позаботиться о себе.

То есть отдавать ребенка в детский сад нужно тогда, когда он умеет пользоваться горшком, самостоятельно ест, пьет из чашки, хотя бы частично умеет одеваться и имеет представление о нормах поведения — понимает запреты, слушается взрослых, соблюдает дисциплину. Психологическая готовность ребенка к детскому саду Помимо навыков, необходимых для комфортного пребывания ребенка в детском саду, важна и психологическая готовность ребенка к нахождению в коллективе.

Если вы впервые отправитесь с ребенком на детскую площадку за месяц до садика, то готов он не будет, просто не успеет, даже если по характеру общительный. Нужно понимать, что подготовка ребенка к детскому саду требует времени, и это не месяц и не два, а, как минимум, полгода.

Под психологической готовностью понимается умение ребенка общаться с другими детьми, то есть уметь делиться или меняться игрушками. Другой важный аспект готовности ребенка к детскому саду — умение расставаться с мамой. Сами понимаете, если ребенок впервые расстанется с мамой в первый день в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Так что ваша задача — заблаговременно приучить ребенка к тому, что вы можете отсутствовать. На то, чтобы освоиться в детском коллективе и свыкнуться с отсутствием мамы каждому ребенку требуется разное количество времени. Если ваш ребенок обладает всеми вышеперечисленными навыками, то отбросьте последние сомнения, он полностью готов к детскому саду.

В каком месяце лучше отдавать ребенка в садик?

Елена Павлова, руководитель логопедической службы ГБОУ Романовская школа — По своему опыту могу сказать, что ребенка можно отдавать в детский сад в любое время года. Вообще, продолжительность и масштаб адаптации у любого дошкольника зависят от множества факторов.

  • Это, безусловно, и особенности ребенка, и отношения в семье, и окружение, и квалификация педагогов.
  • Есть дошкольные учреждения, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имея соответствующее заключение.
  • Они сразу попадают под пристальное наблюдение педагогов, специалистов, которые делают период адаптации более коротким и успешным.

Малыши, у которых индивидуальные особенности проявляются во время посещения детского сада, выявляются педагогами в процессе работы и также находятся под наблюдением. Как видим, время года в данном вопросе никакой роли не играет. Если заранее известно, что ребенок попадет в новую группу к осени, он может в рамках адаптации посещать сад в июне, тем более солнечная погода всегда благоприятно влияет на любого ребенка.

Однако не стоит забывать, что дошкольные учреждения являются образовательными с определенными годовыми программами. И если ребенок начинает посещать сад со всеми одновременно в сентябре, он в таком же объеме, как и другие дети, получает информацию. Но так как каждый ребенок уникален и индивидуален, я бы не стала категорично утверждать, что посещение детского сада с середины учебного года будет не столь продуктивным.

Отмечу еще одну интересную закономерность и наблюдение наших воспитателей. Если оба родителя работают, они заинтересованы в успешном посещении детского сада, то они сами смогут психологически настроить на легкую адаптацию к садику своего ребенка, и малыш на самом деле довольно легко перенесет этот процесс.

  1. Сентябрь — как правило, «пиковый» месяц в детском саду.
  2. Большинство детишек возвращаются в города именно в это время.
  3. Многие малыши идут первый раз в садик именно осенью.
  4. И привыкание у всех происходит по-разному: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее; у кого-то со слезами, у кого-то — без.
  5. Адаптация целой группы в «один день» — это довольно тяжело для всех: для детей, родителей и воспитателей.
Читайте также:  Когда нельзя водить ребенка в сад?

Малыши подвержены «эмоциональному заражению». Когда, например, начинает плакать один ребенок, остальные тут же подхватывают. К сожалению, далеко не во всех садах есть отлаженные технологии адаптации, которые позволяют максимально быстро и безболезненно ввести детей в жизнь детского учреждения.

В каком возрасте берут детей в ясли?

Ясли в Москве: с какого возраста — Необходимость работать порождает несколько факторов. Наиболее ключевым из них чаще всего являются деньги. Если доход супруга не позволяет содержать семью, работать приходится и супруге. Кроме того, если женщина не будет работать, она не накопит необходимый для получения пенсии трудовой стаж.

  • Если оба супруга работают, кто присмотрит за малышом дошкольного возраста:
  • • бабушки и дедушки; • няня;
  • • воспитательницы в яслях и детсадах.
  1. Если бабушки/дедушки нет, или они далеко, следовательно, не могут приглянуть за малышом, выход следующий:
  2. • помощь няни; • ясельная группа.

Нанять няню на постоянной основе не каждой семье по карману. Если этот вариант вам не подходит, или вы его не рассматриваете по другой причине, например, не хотите, чтобы посторонний человек находился в вашем жилище при вашем отсутствии, малыша следует определить в ясли.

  • Они могут быть муниципальными и частными.
  • Последние дороже.
  • Просмотрите новости, изучите места расположения ближайших к вам учреждений, чтобы не тратить много времени на крюк от работы домой.
  • Учтите, что ясли работают в фиксированное время, нельзя опаздывать, когда вы приезжаете забирать своего малыша.

Возраст пребывания ребенка в яслях ограничен, после яслей следуют детсады, а там уже и школа на пороге. Отметим, что ясли порой отдельно от детсада, или это может быть группа в детсаду для детей младшего возраста. Закон гласит, что в Москве каждый ребенок в возрасте от 3-х лет должен быть обеспечен местом в детском саду.

  1. На практике не все так просто.
  2. Очереди на запись, что в ясли, что в детсад, очень большие, записываться приходится едва ли не с рождения ребенка.
  3. Какой штраф будет выписан за неправильную парковку в Москве В ясли детей принимают с годовалого возраста, а в сад, соответственно, с 3-х лет.
  4. В этих правилах бывают исключения.

В ясли могут определить ребенка младше года, а в сад иногда берут с возраста 2,5 года.

  • Помимо возрастных критериев, есть другие. Что является причиной отказа приема малыша в ясли или ясельную группу:
  • • ребенок не умеет самостоятельно воспользоваться горшком, чтобы справить нужду; • не может попросить или как-то дать понять воспитателю, что ему необходимо на горшок; • не удается заснуть, если его не будут укачивать или петь колыбельные;
  • • не держит ложку и не может по этой причине самостоятельно принимать пищу.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад комаровский В группе ребенок не один, их много (часто более двадцати детей), воспитателям не всегда удается каждому уделять персональное внимание в некоторых вопросах. Например, кормить каждого малыша с ложечки и угадывать, когда ему необходимо справить нужду, чтобы не сделать это под себя.

Сколько болеет ребенок в детском саду?

Однажды настает тот долгожданный для родителей день, когда ребенок отправляется в детский сад. Казалось бы, наконец мама может спокойно выйти на работу, однако очень скоро к детским слезам утреннего расставания добавляются насморк, кашель, температура.

  • Через неделю-две больничный закрывается, ребенок снова идет в сад, но спустя несколько дней опять «хлюпает носом».
  • Такой замкнутый круг может длиться достаточно долго: педиатры называют от 3-4 месяцев до года.
  • С чем связаны трудности адаптации, как помочь организму ребенка и избежать осложнений болезни – на эти и другие вопросы отвечает Алла Беганская, заведующая педиатрическим отделением УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1».

– Когда отправлять ребенка в детский сад – это, скорее, педагогический вопрос, и все же Что думают по этому поводу педиатры? – Каким бы хорошим ни был детский сад, 80% детей в период адаптации болеют. И это абсолютно нормально. Естественно, что родители встревожены и хотят поскорее выбраться из бесконечных больничных.

Но хорошо бы подумать о предстоящих трудностях заранее, еще до сентября. Не нужно откладывать начало посещения сада на осень, лучше пойти в августе, пока еще тепло. Правильнее не оставлять ребенка сразу на целый день, а увеличивать время пребывания в саду постепенно. Сейчас для мягкой адаптации создаются все условия: во многих садах есть группы временного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами, привыкают к новой обстановке и режиму.

И это очень правильно. Некоторые родители знакомят ребенка с садом таким образом: сначала приводят на прогулку на территорию садика, потом показывают группу, где он будет играть с другими детьми, спальню, столовую, знакомят с воспитателями и нянями Все это формирует позитивное восприятие детского сада.

  • Часто родители говорят, что ребенок до сада болел редко или не болел вообще.
  • Но как только пошел – болезни одна за другой.
  • С чем это связано? – Основных причин две: новый образ жизни и новое окружение.
  • Ребенок начинает жить по новому режиму.
  • Дома он ел и спал, когда хотел, график прогулок был другим Попав в сад, дети чувствуют на себе давление нового ритма жизни, и закономерно, что их организм пребывает в стрессе.

Психоэмоциональное состояние сказывается на физическом здоровье и, конечно же, на иммунной системе – снижается восприимчивость организма к вирусам и бактериям. А в детском саду, в новом окружении, ребенок сталкивается с новыми для его организма видами вирусов и бактерий.

Пока ребенок находился дома и жил в окружении родственников, он «познакомился» с типичными для его семьи видами бактерий. Контактируя с другими детьми, он встречается с бактериями, типичными для их семей. Происходят обмен и как следствие заражение. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего вирусные респираторные (поражают дыхательные пути).

Однако количество циркулирующих вирусов не бесконечно. Каждое перенесенное заболевание формирует иммунитет, уменьшая вероятность следующего, Хуже, если ребенок не болеет в детском саду: скорее всего, он будет болеть в школе, а это намного сложнее.

Читайте также:  Что входит в обязанности помощника воспитателя в детском саду?

Как попасть в сад в 1 5 года?

На сегодняшний день довольно актуальный вопрос об оформлении ребенка в дошкольное учреждение. Сейчас вообще сложно поступить в детский сад в сентябре, не говоря уже о середине года. Однако если необходимость оформления ребенка в детский сад в середине года все же возникла, стоит предпринять некоторые действия.

Первый путь предполагает звонок к заведующему детского сада, куда вы желаете попасть. Если свободное место есть, то необходимо собрать необходимую документацию и написать заявление. Второй путь предполагает звонок в районную комиссию по комплектованию детей в детские сады. Комиссия найдет свободное место в детском саду по месту жительства ребенка и начнет его оформление.

Что делать если ребенка не берут в садик в 2 года?

Что сказали суды? — В зачислении могут и отказать, если именно в этом дошкольном учреждении нет мест. Это единственная причина для отказа, и она предусмотрена законом. Конституционный суд говорил, что это не нарушение прав. Все родители стоят в очереди, в том числе льготники.

Никто не может пролезть вперед в ущерб другим семьям: всем надо на работу, у всех нет денег и все хотят устроить детей в садик. Ущемлять права одной мамы, чтобы соблюсти интересы другой, не положено. Мама обвиняет местные власти в бездействии. Они и правда должны делать все, чтобы дети могли пойти в сад.

Надо ли отдавать ребенка в детский сад?

Но администрация и так все делает: создала 1000 новых мест, предложила маме на выбор два садика. Ну и что, что на полдня или далеко от дома, но ведь предложила же. Семьям с детьми платят пособия и всячески их поддерживают. Нет тут бездействия, а мама неправа и получает отказ по обоим требованиям.

Организацией доступного и бесплатного дошкольного образования занимаются местные власти. Все родители имеют право выбирать садик рядом с домом. Если нет мест, в приеме могут отказать. Тогда надо обращаться в администрацию и искать место в другом саду. При этом именно власти обязаны сделать все, чтобы детям хватало мест.

Не по очереди и не в следующем году, а всем, кто именно сейчас в этом нуждается и подал заявление. Если в регионе нет денег, можно попросить в федеральном бюджете. Можно что-то пристраивать, плотнее комплектовать группы, строить новые сады, планировать загрузку на годы вперед.

  • Все это проблемы властей, а не родителей, алло! Еще раз: работа администрации — чтобы места были.
  • Если мест нет — это ваши, администрация, проблемы.
  • Крутитесь, я не знаю.
  • Мальчику исполнилось полтора года — он имел право на садик.
  • Мама воспитывает его одна.
  • Сад за 50 км или на полдня ей не подходит: она не сможет работать.

Значит, администрация хоть и предложила альтернативу, но все равно не выполнила свои обязанности по устройству ребенка в детский сад. И нарушила права конкретного ребенка на доступное дошкольное образование. Итог. Решения двух инстанций отменили как незаконные, и дело даже не отправили на пересмотр.

Верховный суд сам принял окончательное решение. Бездействие местной администрации признали незаконным. А второе требование — о зачислении ребенка — удовлетворять уже не пришлось. Когда стало ясно, что мама не остановится, ее сына зачислили в детский сад возле дома прямо в середине учебного года. Так что это требование администрация выполнила до заседания судебной коллегии.

Не ори на мать. Не расстраивай маму.

Можно ли не отдавать ребенка в детский сад?

Можно ли дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для гармоничного развития, не отдавая его в детский сад? Если у родителей достаточно ресурсов и они готовы организовать игровую среду, где у ребенка будет возможность общаться и играть, то можно.

В данном случае, речь не о развивающих занятиях, а именно об игре. И главное – должна быть детская среда, в которой ребенок будет иметь возможность взаимодействовать с другими детьми. Не эпизодически, а постоянно, хотя бы три раза в неделю. Для этого не подходят развивающие занятия, где инициатива исходит от педагога, детская площадка также не является лучшим вариантом, поскольку дети там, в основном, просто бегают.

Можно взять няню, но и тут есть определенные риски. Обычно няни выстраивают очень личные отношения с детьми, а в любой момент может произойти резкая смена няни, что может сильно травмировать малышей. По мнению основателя Фонда «Университет детства», сооснователя и президента Рыбаков Фонда, Екатерины Рыбаковой, сейчас норма очень вариативна и нас никто не заставляет идти по пути, где существует только единственный вариант.

Как приучить ребенка к детскому саду Комаровский?

Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом: Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу.

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Рано или поздно этот вопрос возникает в каждой семье. И в принципе есть один короткий ответ: посещение детского сада для всех без исключения детей не обязательно.

В каком возрасте детей отдают в ясли?

Понятие — Ясли — это учреждение государственного типа, в котором воспитываются дети раннего возраста – от 2 до 36 месяцев. Здесь проводятся мероприятия, способствующие правильному психическому, физическому развитию ребенка. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад комаровский Ясли подразделяются на ведомственные и районные. Строятся детские дошкольные учреждения по типовым проектам: имеют специально оборудованный озелененный участок. Детские группы в них обособлены. В помещении предусмотрен пищеблок, административно-хозяйственная зона, изолятор. В яслях в обязательном порядке присутствуют:

  • Смотровая комната.
  • Приемная.
  • Детские комнаты (на одного ребенка положено не менее 2,5 кв.м.).
  • Спальня (1,5 кв.м. – на ребенка).
  • Туалеты.
  • Веранда.

Некоторые мамы хотят записать как можно раньше своего малыша в ясли. С какого возраста можно отдавать ребенка? Существуют 4 возрастные группы:

  1. Грудные дети (до 9 месяцев),
  2. Ползунковая группа (для возраста 9-14 мес.),
  3. Средняя (от 14 до 24 мес.),
  4. Старшая группа (2-3 года).
Читайте также:  Какая зарплата у помощника воспитателя в детском саду?

Родители сами принимают решение, в какую ясельную группу отдать своего малыша.

Когда лучше отдавать ребенка в сад осенью или весной?

Открытие новых группв детском саду начинается, как правило, в конце августа. (Это не школа, когда все дети приходят 1 сентября.) Помните, что для ребенка детский сад никогда не сравниться с домом и родными людьми. Это его «работа». Вспомните свои ощущения на новой работе, в новом коллективе.

Легко Вам было? Вашему ребенку не легче. Помогите ему. Работниками сада составляется расписание поступления новых детей. Например, каждые три дня приходит новый ребенок: сначала на 2 часа для завтрака и игр, потом от завтрака до обеда, через неделю — остается после обеда на тихий час, т.д. В каждом учреждении свои методики.

Во многих садах в первые дни разрешено присутствие родителя в группе. Обратите внимание на то, что если в первые дни ребенку очень понравилось в детском саду из-за новых игрушек, новых друзей — не стоит «на радостях» оставлять его на целый день в саду до вечера,

Вы добьетесь обратного эффекта. Быстро эта радость новизны станет для него испытанием, для него эта новая игра на несколько часов превратиться в тяжелую работу на целый день. И исправить ситуацию будет сложнее. «Прислушивайтесь к советам воспитателей, положитесь на их опыт. Они тоже заинтересованы в более быстрой и лёгкой адаптации детей.

«Плюсы» осеннего периода:

все дети новые друг для друга, в одинаковых условиях знакомятся друг с другом, постепенно все вместе адаптируются в новом коллективе.

«Минусы» осеннего периода:

всегда в группе есть дети, которые очень тяжело привыкают к саду, громкий плач у них может длиться часами. Вашему ребенку будет тяжело находиться в такой обстановке. с каждым днем становится короче и холоднее световой день, больше вероятности заболеть.

При предварительной записи и договоренности с заведующей можно отдать ребенка весной. «Плюсы» весеннего сезона:

все дети за год уже адаптировались, чувствуют себя спокойнее и увереннее. Вашему ребенку комфортнее будет попасть в такую обстановку, легче брать пример со сверстников. увеличивается световой день, становится теплее и радостнее. Уменьшается общая заболеваемость.

«Минусы» весеннего сезона:

ребенок попадает в уже сформированный коллектив, где уже «распределены роли» друзей. Он новичок, которому нужно себе найти друга. Ваш ребенок сможет с этим справиться? Обратите внимание на его поведение во время прогулок в Вами, легко ли он знакомиться с новыми детьми. только Ваш малыш привык к детям и воспитателю, наступает период летних отпусков. Летом часто меняются не только воспитатели и дети в группах, но даже само дошкольное учреждение может быть закрыто. Вам придется ходить на летний период в другой детский сад. С другой стороны, такое разнообразие может понравиться малышу.

Взвесьте все «плюсы» и «минусы» и решите, какой вариант будет лучше для Вашего ребенка.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад петрановская?

А если выбор есть? В этом случае Людмила Петрановская рекомендует начинать посещение садика с 4 лет, подчеркивая, что это очень индивидуально. Примерно в этом возрасте привязанность ребёнка достаточно прочная. Он готов принимать заботу другого взрослого, адаптация к детскому саду будет мягкой.

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

В последнее время многие родители задумываются над тем, нужно ли отдавать своего ребенка в детский сад. Многие считают, что дети, которые были воспитаны дома, тяжело адаптируются в школе, не могут найти свое место в коллективе и плохо учатся. Всего несколько лет назад все считали, что именно детский сад является тем связующим звеном, которое необходимо для правильного развития малыша.

«Домашние» ребятишки действительно достаточно сложно приспосабливались к правилам, урокам, общению со сверстниками. Данные трудности можно было объяснить тем, что в школе им встречались преимущественно дети, которые побывали в садике. Очень часто бывало, что малыши ходили сначала в одну группу в детском саду, а затем попадали в один класс.

И когда в их устоявшуюся компанию попадает ребенок, которого многие годы воспитывали дома, то последнему, безусловно, бывает несладко. На сегодняшний день ситуация несколько поменялась. Все больше детей не посещает детские сады. Тем более что существуют разные возможности для воспитания малыша.

Поэтому кто-то приходит в первый класс после обычного детского сада, кто-то после какого-либо центра развития, кто-то все годы сидел с няней. И вот тут начало появляться все больше утверждений: «домашние» дети ничем не хуже тех, кто воспитывался в садике. Какие преимущества получает ребенок при посещении детского сада? Возможность общения с детьми и другими взрослыми; знакомство с некоторыми правилами поведения; физическое и интеллектуальное развитие.

Давайте рассмотрим все это поближе. Даже если вы, его родители, убежденные индивидуалисты, которые привыкли все свое время проводить в одиночестве, вам нужно понять одну истину: с трех лет любому ребенку необходимо общаться с детьми. И предоставить малышу такую возможность – необходимо.

Еще одним преимуществом детского сада является то, что ребенок учится общаться не только с детьми, но и с взрослыми. Если он остается дома до первого класса школы, то авторитетом для него будут только родители. Но благодаря общению с воспитателями, малыш получает возможность избежать трудностей в общении с учителями.

В детском саду ребенок столкнется с первыми в своей жизни важными правилами, что научит его их соблюдать. В современных садиках дисциплина не настолько серьезная, как это было раньше, поэтому малыши не получают негативных эмоций, связанных с ней. Возможность физического и интеллектуального развития – важный элемент обучения в детском саду.

Во многих учреждениях приняты определенные программы, хотя их возможности часто ограничены. Именно поэтому каждому родителю необходимо дополнительно следить за развитием своего ребенка. Но это совершенно не означает, что «домашние» дети получают в этом плане больше. Зачастую их оставляют перед экраном телевизоров, где они не могут ничему научиться.

Как правило, в детских садах занимаются физкультурой, рисованием, конструированием, лепкой, музыкой и развитием речи. Можно ли дома предложить ребенку подобные условия? Теоретически, это возможно. Но следует сразу же понимать, что перед вами будет стоять сложная и очень серьезная работа.